Skip to Content

Олександра Павленко - Законопроекту о лоббировании нужен новый импульс

Вопрос необходимости закона о лоббировании сейчас поднимается всё чаще и чаще. Те, кто прекрасно понимают, как это работает за рубежом, высказываются позитивно, однако в целом, общество не имеет представление о методиках и эффективности лоббистского процесса и поэтому ошибочно ассоциирует его с коррупционными действиями.

Именно это и диктует необходимость создания полноценного законодательного акт, способного ответить на вопросы общества и дать ему механизм сотрудничества с государством. К примеру, пару лет назад был принят Закон «О государственно – частном партнёрстве», призванный помочь реализовать совместные проекты власти и бизнеса, однако закон не даёт ответ на вопрос – «как бизнес и государство должны найти друг друга?». Где путь влияния бизнес - сектора и общества на государственную политику и обеспечение интересов первых?

Франция, Германия, Англия и другие страны Европы и мира уже давно имеют подобные законодательные акты, а также внедрили лоббистскую систему в жизнь общества и функционирования государственного сектора. Европейские парламенты, министерства многих стран имеют постоянно работающие с ними лоббистские организации, призванные обеспечить поступление новых предложений из вне (со стороны бизнеса, общества), отстоять жизнедеятельность поданных идей и сопроводить принятие необходимых актов и решений. В данном случае проторенный путь предлагает гражданину или компании обратиться в профильные организации (которые также могут быть поделены исходя из направлений поставленных задач) и отстаивать свои права (интересы) через них.

В Украине же общество требует создания отдельного законодательного акта о лоббировании как минимум в целях введения терминологии в обиход, создания предпосылок для развития подобных лоббистских организаций, распространения информации в обществе именно с позитивной стороны и подталкивания бизнеса и общества к формированию отраслевых лоббистских задач. В нынешнее время, когда Парламент и другие избирательные государственные органы уже не способны выполнять свою «представительскую» функцию и не могут обеспечить достойное представление интересов граждан и бизнес - сектора, последние вынуждены создавать свои собственные объединения для отстаивания своих интересов или хотя бы озвучивания их в государственном секторе. На данный момент, к сожалению, уровень специалистов в государственных органах не высокий, что не даёт гарантии бизнесу, который подает свои инициативы, что его идеи ясны и обоснованы. Зачастую государство не готово содействовать, поскольку не понимает взаимных выгод. В таких случаях помочь пониманию и планомерному контакту может лоббистская организация, которая также предоставит услугу разработки проекта нормативного акта или требующегося решения.

Все эти процессы, а также права, обязанности лоббистских организаций и их заказчиков, процедура контакта с государственным сектором, методы проведения лоббистского процесса и получения результата должны быть закреплены законодательно. Без подобного акта сфера не может развиваться и продолжает оставаться в тени, где ей от безысходности всегда будут приписаны коррупционные признаки. На сегодняшний момент даже те специалисты в области GR и лоббировании, которые действуют методами, не противоречащими законодательству и здравому смыслу, ходят, так сказать «на грани», поскольку их активность в любой момент может привлечь внимание и придать негативный оттенок. Однако, на необходимость принятия законодательного акта указывает уже и тот факт, что многие компании бизнес – сектора вводят в свои штаты официальных специалистов в области GR, которые также объединяются в профессиональные сообщества и уже требуют болем офциального существования. Европейский и мировой бизнес давно обосновал необходимость таких специалистов в штате – это связанно с потребностью выстраивания пошагового контакта с властью по тем или иным вопросамю, донесения до государственных органов тех инициатив, в которых нуждается бизнес.                       

В Украине дискуссия о данном законопроекте поднималась уже не однажды. На данном этапе, возможно, более мягкое восприятие возымеет урегулированные способы влияния общества на принятие законодательных актов. Однако, это будет первой и долгожданной ступенью к развитию сферы лоббизма в Украине. Данные законопроекты уже подавались на рассмотрение Парламентом неоднократно, однако в данный момент политическая и общественная обоснованность более высока.   

Александра Павленко,

партнер Правовой группы "Павленко и Побережнюк"