Skip to Content

Совет да лоббизм

Текст: Игорь Лянной (стр.21, 22), ilyannoy@business.ua
Фото: Геннадий Минченко

Чиновники предлагают узаконить профессию лоббиста, надеясь, что это снизит уровень коррупции

Узаконить очевидное

Министерство юстиции предложило на суд общественности Концепцию проекта Закона Украины "О лоббировании" (далее - Концепция), презентация которой состоялась 26 февраля 2009 г. в ходе "круглого стола" на тему "Лоббирование в Украине и за рубежом: опыт, проблемы, перспективы". Министр юстиции Николай Онищук сообщил, что к разработке закона о лоббизме ведомство подтолкнула сама жизнь, поскольку лоббизм - вполне демократический механизм взаимодействия общества и власти. Более того, профессиональные лоббисты выполняют функцию посредников между обществом и властью, отстаивая интересы граждан при разработке и принятии различных нормативно-правовых актов. "В Украине институт лоббирования остается законодательно не урегулированным. Часто лоббизм отождествляют с коррупцией. Поэтому нужно принять закон, который четко разграничил бы понятия "лоббирование и "коррупция", - добавил министр.

Сам по себе проект Концепции - декларативный документ, в котором подчеркивается необходимость создания нормативно-правовой базы для института лоббизма в Украине. Он содержит лишь общие принципы будущего законопроекта. В то же время положительным моментом Концепции является то, что на уровне Минюста признан факт существования в Украине людей, вхожих в чиновничьи кабинеты, где "решаются вопросы" за определенные суммы. В Минюсте говорят, что легализация лоббистов позволит создать механизмы контроля за их деятельностью со стороны как государства, так и общественности. О способах и методах контроля чиновники пока не говорят, что наводит на мысль о том, что их пока не существует в природе.

Борьба с коррупцией
Стоить отметить, что попытки легализации лоббизма в Украине предпринимались и ранее  - в 1999 г. и 2003 г. Но тогда они не удались. На этот раз формальным основанием для возобновления процесса принятия закона о лоббировании стал Указ Президента Украины №1101 от 27.11.08 г., которым было введено в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) "О состоянии противодействия коррупции в Украине" от 31.10.08 г.
В частности, члены СНБО рекомендовали правительству внести на рассмотрение Верховной Рады законопроекты, принятие которых обусловлено присоединением Украины к Конвенции ООН против коррупции и Уголовной конвенции Совета Европы против коррупции. В итоге в Минюсте посчитали, что для борьбы со взяточниками следует принять закон о лоббировании. Эксперты, опрошенные БИЗНЕСом, допускают, что создание правовой базы для лоббистов теоретически может снизить уровень коррупции.
Сергей Нечаев, управляющий партнер адвокатского объединения "Нечаев и Партнеры" (г.Киев; с 2004 г.; 10 чел.), не отрицает, что у большинства граждан Украины понятие "лоббирование" ассоциируется с коррупцией. Практика же других стран показывает, что лоббизм - это механизм цивилизованного влияния граждан и их объединений на решения, принимаемые публичной властью, а лоббисты - это профессиональные посредники между властью и различными группами общества.
Александр Онищенко, управляющий партнер адвокатской компании "Правочин" (г.Киев; с 2003 г.; 15 чел.), не сомневается в необходимости создания правовой базы для деятельности лоббистов, поскольку "неузаконенный" лоббизм стимулирует коррупцию. "Непрозрачность принятия решений - благодатная почва для коррупционных проявлений. Поэтому стоит сформировать простые и понятные механизмы воздействия лоббистов и их групп на объекты лоббирования, т.е. органы власти", - отметил юрист.
Не верит в антикоррупционную составляющую Концепции Александр Палий, эксперт Института внешней политики при Дипломатической академии МИД Украины. По  его мнению, принятие закона о лоббизме - весьма сомнительная мера для предотвращения коррупции в стране. Ведь коррупционные явления провоцируют чрезмерная бюрократия и должностной произвол отдельных чиновников. "Вначале следует реформировать госслужбу, а после говорить о создании института лоббизма. Уменьшить коррупцию удастся только за счет легализации отдельных коррупционных схем",  - добавил эксперт.

Изучение общественного мнения
Сергей Нечаев отмечает, что Концепция содержит лишь общие очертания будущего законопроекта о лоббировании. По его мнению, чиновники поленились дать четкое определение таких ключевых понятий, как "лоббизм", "лоббист", "объединение лоббистов" и т.п. Также разработчики документа не предусмотрели в тексте формы и методы лоббирования, порядок регистрации лоббистов и механизмы контроля лоббистской деятельности. Но зато побеспокоились о том, чтобы перечень профессий в Украине пополнился лоббистами. Владислав Федоренко, директор департамента конституционного и административного права Минюста, во время обсуждения Концепции сообщил, что после принятия закона лоббизм станет профессиональной деятельностью. Все лоббисты должны будут пройти обязательную госрегистрацию. Контроль за их деятельностью предоставят представителям органов исполнительной власти, госналогслужбы и общественности. Авторы Концепции считают, что сфера деятельности лоббистов должна ограничиваться общенациональным уровнем - они должны представлять интересы граждан в Верховной Раде, Национальном банке, Кабмине и в других органах исполнительной власти. На региональном и местном уровнях деятельность таких специалистов будет запрещена. В Минюсте считают, что лоббирование интересов в местных советах или госадминистрациях является коррупцией.
Любомир Дроздовский, партнер юридической фирмы D&U Partners (г.Киев; с 2006 г.; 8 чел.), считает, что чиновники умышленно предоставили на суд общественности декларативный вариант текста Концепции: "На самом деле Концепция призвана только проверить реакцию общества на слово "лоббирование". В случае негативной реакции граждан Кабмин (Минюст. - Ред.) сможет выйти "сухим из воды", открещиваясь от идеи создания института лоббизма в Украине. Мол, никто даже не приступал к разработке законопроекта о лоббировании, были лишь общественные слушания".

Официальный откат
Деятельность лоббистов будет платной. Услуги посредников будут оплачивать заказчики  - ассоциации предпринимателей, союзы производителей, общественные организации и т.п. Как любой другой посредник, лоббист будет обязан платить налоги.
Виктор Мусияка, бывший вице-спикер Верховной Рады, не исключает, что депутаты могут превратить институт лоббирования в бизнес, который позволит легализовать коррупцию. Дескать, после принятия закона о лоббировании при каждом Комитете ВР будет создана "своя" лоббистская группа. Ее представители на законных основаниях будут получать вознаграждение за принятие "нужного" законопроекта, которое сейчас попросту называют "откатами". Не исключено, что лоббизм станет одним из прибыльных видов хоздеятельности. А отдельные депутаты и чиновники благодаря ему смогут существенно поправить свое финансовое положение. К примеру, в США зарегистрированы около 33 тыс. лоббистов, которые ежегодно уплачивают в казну налогов на $6 млрд.
Любомир Дроздовский опасается, что в нынешних условиях лоббирование может превратиться в институт протекционизма. Лоббисты будут заботиться только о благосостоянии конкретных промышленных групп, поскольку отстаивать интересы общества им будет экономически невыгодно. "Непонятно, кто в существующих условиях будет заказчиком лоббирования реформ административной, судебно-правовой, пенсионной систем, отрасли ЖКХ", - добавил г-н Дроздовский.
Стоит отметить, что в ряде развитых стран, в частности США, Канаде, Германии, Франции, институт лоббирования считается вполне нормальным атрибутом демократического общества. С помощью лоббистов общественность может отстаивать свои интересы в органах власти. Но возникает вполне справедливый вопрос: почему налогоплательщики, которые и так содержат ораву чиновников, должны отдельно платить деньги лоббистам за то, чтобы депутаты принимали нормальные законы, а чиновники создавали приемлемые условия для ведения бизнеса?

Использованы материалы газеты БИЗНЕС No. 11 (842) от 16 марта 2009; (www.business.ua)