Skip to Content

Игры с властью

 

 

 

В западных странах компании, защищающие интересы бизнеса во властных структурах, действуют легально и получают прибыли в миллионы долларов. Причем с каждым годом спрос на их услуги увеличивается

В ближайшее десятилетие, по прогнозам журнала Forbes, специалисты по налаживанию контактов с государственными властями (англ. — GovernmentRelations, GR) войдут в пятерку самых востребованных профессионалов в мире. Количество компаний и агентств, отстаивающих интересы клиентов во властных структурах, ежегодно увеличивается, а их заработки достигают десятков миллионов долларов. Даже предприятия, ранее пренебрегавшие установлением дружественных контактов с государственными мужами, на пике кризиса вынуждены были увеличить расходы на лоббирование своих интересов. В итоге в западных странах эта сфера превратилась в легальную индустрию с миллиардными оборотами, а специалисты по GRпостепенно становятся одними из самых влиятельных лиц в государстве. Причем данная аксиома действительна как для демократических держав, так и для авторитарных режимов в странах третьего мира. Разница лишь в подходах — в развитых странах отстаивание бизнес-интересов во властных кабинетах легализовано, а в недемократических государствах приходится действовать путем подкупа и других уголовно наказуемых мероприятий.

Виды контактеров

По классификации, составленной Бертрамом Левином и Брюсом Волпе, американскими экспертами в области GR, компании, оказывающие услуги по защите бизнес-интересов во властных кабинетах, делятся на пять групп. Первая из них — так называемые «лоббисты по контракту» (contractlobbyists), или как их еще называют, внешние лоббисты. Это независимые фирмы, формально равноудаленные от всех корпораций, и GRдля них — основной источник дохода. Как правило, их услугами пользуются не на постоянной основе, а для выполнения какого-либо важного задания или решения наболевшего вопроса. Причем в США к ним обращаются и сравнительно небольшие компании, и транснаци ональные корпорации, имеющие свои собственные департаменты по связям с госструктурами. Российский эксперт по вопросам GRЕвгений Минченко в своем блоге приводит пример наиболее успешных предприятий данной категории: ежегодный доход компании AkinGumpсоставляет более $59 млн, PattonBoggs— $58 млн, Cassidy& Associates— $28 млн, PMAGroup— $11 млн. В большинстве случаев организовать компанию подобного рода возможно лишь при наличии большого опыта работы в госструктурах, юриспруденции или в сфере PR.

По подсчетам агентства PoliticalMoneyLine, на лоббизм и GRбизнес ежегодно тратит не менее $2 млрд в США и $1 млрд — в Великобритании

Вторую группу составляют так называемые внутренние, корпоративные или домашние лоббисты (corporate/in-houselobbyists) — департаменты компаний, входящие в структуру предприятия и ориентированные на решение только и исключительно проблем материнской компании. В США все крупные бизнес-корпорации имеют свои GR-офисы в Вашингтоне. Например GeneralElectric, как указывает господин Минченко, через своих внутренних лоббистов тратит в год более $17 млн на отстаивание своих интересов в органах власти. При этом компанию поддерживают еще десять внешних лоббистских структур.

Третья группа включает всевозможные профессиональные лоббистские ассоциации (businessandprofessionalassociationlobbyists) — объединения предприятий определенного профиля, которые сообща финансируют GR-специалистов, отстаивающих интересы целой отрасли. Так, в первом полугодии 2004 г. Торговая палата США официально потратила на лоббизм $20 млн, Американская медицинская ассоциация — более $9 млн, Ассоциация американских фармацевтов — $8 млн.

Четвертая группа лоббистов представляет собой специалистов и компании, которые сотрудничают со всевозможными общественными организациями. Так, Американское сообщество по борьбе с раком имеет в своем штате восемь GR-специалистов плюс на постоянной основе сотрудничает с лоббистскими компаниями DutkoGroupи SheridanGroup. Основное внимание они уделяют увеличению бюджетного финансирования исследований раковых заболеваний. Американскому обществу по защите животных с помощью лоббистов удалось добиться запрета на содержание в домашних условиях тигров.
Пятая, достаточно малочисленная, группа лоббистов — профсоюзные специалисты, которые отстаивают интересы тех или иных категорий наемных рабочих.

Лобби под лобстер

По признанию экспертов, штаб-квартира Евросоюза уже давно стала одним из наиболее привлекательных мест для GR-компаний и лоббистских структур. Причина понятна: ныне в Брюсселе разрабатываются и принимаются важнейшие нормы в антимонопольном, торговом, таможенном, энергетическом праве. Разумеется, для бизнеса крайне важно иметь влияние на процесс принятия решений и с точки зрения защиты сиюминутных интересов, и для сохранения перспектив развития. Недаром в лексиконе специалистов по GRпоявился отдельный термин «евролоббирование» (EU-Lobbying). Показательно, что, как язвят злые языки европейской прессы, большая часть лоббистской работы GR-специалистов с еврочиновниками и депутатами проходит в уютных кафе и ресторанах, расположенных на площади Шумана в центре бельгийской столицы. «Большинство GR-компаний в Брюсселе представлено консалтинговыми агентствами. Наиболее востребованные отрасли, в которых требуется налаживание контактов с властями, — энергетика, торговая и антимонопольная политика, охрана окружающей среды, транспорт и автопром», — говорит Фредерик Судэн, совладелец компании LogosConsulting.

По словам эксперта, эффективный брюссельский GRдолжен включать в себя несколько компонентов. Основа основ — обязательный мониторинг законодательного процесса. Грамотный специалист должен предупредить клиента о надвигающихся опасностях еще на стадии их зарождения. Как рассказывает господин Судэн, основная ошибка начинающих джиарщиков — попытки решать проблемы по мере их появления, то есть тогда, когда защищать интересы клиента, по сути, уже поздно. Чтобы избежать подобных неурядиц, опытные контактеры с властями отслеживают любую информацию о возможности внедрения новых норм в той или иной интересной для заказчика сфере. Одновременно разрабатываются практические рекомендации и план действий, например, заблокировать принятие невыгодного регуляторного акта. Консультант по защите корпоративных интересов должен иметь совершенное представление обо всей структуре принятия решений в руководящих органах ЕС, знать полномочия отдельных чиновников и самое главное — «точки» для возможного давления.

Кремлевские жены

Как метко заметил олигарх Олег Дерипаска, успешное дело в России на 40% состоит из GR, на 40% из PRи только на 20% из самого бизнеса. В этом, пожалуй, заключается главная специфика ведения собственного дела в большинстве постсоветских стран: нет взаимопонимания с властью — нет успешного бизнеса. Российский эксперт Петр Толстых считает, что после политических изменений начала столетия в РФ возникли новые реалии, которые выдвинули GRна первый план. Возрастание роли административного ресурса и принятие всех стратегически важных решений ограниченным кругом лиц сделали налаживание отношений с властью критически важным для бизнеса. В этом и проявляется одна из главных особенностей российского лоббизма. В отличие от западных стандартов, он в первую очередь ориентирован не на законодательную, а на исполнительную власть. По словам господина Толстых, 2/3 российских лоббистов считают правительство и администрацию президента главной площадкой для эффективного продвижения интересов. Недаром российские специалисты GRвыделили отдельный стиль лоббизма — Kremlinrelations. На сегодняшний день наиболее успешными лоббистами в России считаются нефтяники, металлурги, автопроизводители, банковские и страховые организации.

По мнению эксперта Ларисы Иршинской, у GRкак отдельного вида бизнеса в России прекрасные перспективы. Уже сейчас востребованы специалисты, которым предлагают за услуги от $5 тыс. до $40 тыс. в месяц. Считается, что руководство должно дать главе GR-департамента звучные должность и титул, дабы легче было идти на контакт с российскими бюрократами, которые обожают чинопочитание. Далее работает стандартная технология GRпо «решению вопроса». Во-первых, формулируется желательный для заказчика результат (максимальный и минимальный). Во-вторых, производится сбор необходимой информации и устанавливается круг лиц, ответственных за принятие решения. В-третьих, определяются контактеры, которые знакомят лоббиста с важной персоной, и оценка предполагаемой «цены вопроса», которая может быть самой разной формы. Затем подготавливается предложение и происходит сама встреча.

Теги: бизнес

Авторы: Игорь Зибачинский и Иван Зайцев

28.06.2010     № 26 (144)