Skip to Content

Грамотное отстаивание интересов

Состоялся круглый стол на тему «Перспективы развития на Украине института лоббирования»

Анастасия СОЛЯНИК
«Юридическая практика»

Теоретическая идея по своей сущности не бывает ни плохой, ни хорошей, главное — как ею воспользоваться. Лоббирование интересов в одних странах считается нормально урегулированной законом практикой, в других приравнено к коррупционным действиям. В одних лоббирование служит реальным интересам граждан, в других — достижению целей близких к власти бизнес-кругов. И дело тут не в самом институте лоббирования, а в правовом сознании политической элиты и населения каждой конкретной страны.

На Украине институт лоббирования все ещё остается новым и неурегулированным, хотя периодически в Верховный Совет вносятся соответствующие законопроекты, а также существует ряд действующих законодательных норм, обуславливающих возможность создания данного института в нашей стране. Кроме того, принятие Закона Украины «О лоббировании» предусмотрено решением Совета национальной безопасности и обороны Украины от 31 октября 2008 года «О состоянии противодействия коррупции», введенного в действие Указом Президента Украины от 27 ноября 2008 года.

В этой связи сейчас ведется обсуждение концепции законопроекта «О лоббировании», представленного 26 февраля с.г. во время заседания круглого стола на тему «Лоббирование на Украине и за рубежом: опыт, проблемы, перспективы», организованного Министерством юстиции Украины при поддержке Программы содействия парламенту II и Программы академических обменов имени Фулбрайта.

В презентации и публичном обсуждении приняли участие: министр юстиции Украины Николай Онищук, его заместители Леонид Ефименко и Владимир Богатырь, заместитель председателя Миссии США на Украине Джеймс Петтит, депутат Па­латы общин Великобритании, руководи­тель парламентской группы по вопросам Украины Джон Гроган, а также народные депутаты Украины Наталья Королевская и Владимир Стретович. Всего в заседании приняло участие более 90 лиц, среди них — представители Секретариата Президента Украины и Кабинета Министров Украины, аппарата Совета национальной безопас­ности и обороны Украины, общественных и бизнес-объединений, а также ведущие украинские и иностранные ученые-правоведы и эксперты.

На заседании отмечалось, что будущий закон призван внедрить новый правовой механизм влияния граждан, субъектов ведения хозяйства, институтов гражданского общества на органы государственной влас­ти, должностных и служебных лиц этих органов, определить принципы лоббистской деятельности как профессиональной деятельности лоббистов и лоббистских объединений, зарегистрированных и аккредитованных в установленном законом порядке. Заметим, что концепция закона определяет лоббирование как особый механизм обратной связи, позволяющий предоставить общественную оценку результатам осуществления государственной политики. Также отметим, что, не­смотря на общую позитивную оценку предложенного проекта концепции, участники дискуссии акцентировали внимание на неготовности украинского общества к нормированию лоббистской деятельнос­ти в нынешних политико-правовых ­реалиях Украины.

Кроме того, на заседании круглого стола обсуждался опыт различных стран мира в вопросах правового регулирования института лоббирования. Так, к примеру, в США лоббист в соответствии с Актом «Об открытости лоббирования» — это лицо, нанятое клиентами за финансовое или иное вознаграждение для предоставления услуг, включающих больше чем один лоббистский контракт. Причем в США лоббистской деятельностью могут заниматься как физические, так и юридические лица, в том числе юридические конторы. Само лоббирование в США производится путем влияния на принятие нормативно-правовых актов: направление петиций в органы государственной власти, проведение лоббистами общественных слушаний, участие в парламентских комитетах. Из ближайших соседей Украины институт лоббирования законодательно урегулирован в Польше. Но стоит отметить, что там все ещё не преодолен негативный стереотип представлений о лоббировании, существенно сдерживающий его профессионализацию. В Литве лоббис­ты обязаны регистрироваться, указывать своих клиентов и прибыль, полученную за осуществление деятельности, но данные требования соблюдаются не слишком скрупулезно. Кроме того, в Литве нет четкого определения сфер, не относящихся к лоббированию. Стоит также сказать, что в Российской Федерации, как и на Украине, институт лоббирования ещё не внедрен, и многочисленные законодательные инициативы по этому вопросу не были поддержаны парламентом, тем не менее, там уже создана Национальная ассоциация лоб­бистов РФ.

В завершение отметим, что на Ук­раине, как и в Польше, для нормального функционирования института лоббирования важно не только законодательно его урегулировать, но и избавиться от негативных стереотипов лоббирования. У большинства населения лоббирование неотъемлемо связано с понятиями «взяточничества» и «протекционизма». Но и роль законодательной составляющей преуменьшать не стоит. В предыдущих законопроектах, касающихся лоббирования, был ряд существенных недостатков, особенно в том, что касалось терминологической основы. В новой концепции законопроекта эти недостатки были учтены. К слову, с текстом концепции законопроекта можно ознакомиться не только на официальном сайте Минюста, но и на специальном веб-портале, посвященном исключительно вопросам лоббирования (http://lobbying.in.ua/).

Но данный круглый стол не будет единственным этапом обсуждения концепции законопроекта «О лоббировании». Как сообщил нам заместитель министра юстиции Владимир Богатырь, концепция будет презентована и в Лондоне в рамках юридического форума «EuroLawyer 2009» юристам, работающим в странах Европы и СНГ. Будет представлено украинское видение лоббирования как здорового явления, а не протекционизма, и как одного из предохранителей ненормальных проявлений коррупции, а также дан ответ на вопрос: для чего необходимо «нормирование» данного понятия.