Skip to Content

Бюро Економічних та Соціальних Технологій. ЗАУВАЖЕННЯ ТА ПРОПОЗИЦІЇ ДО ЗАКОНОПРОЕКТУ «ПРО ЛОБІЮВАННЯ»

Коментарі

Добрый день. Свой далеко не

Добрый день. Свой далеко не профессиональный комментарий мне бы хотелось начать с добрых нот благодарности нашим законодателям и профессионалам в области права за то, что в нашем государстве вообще составлен подобный законопроект, отстаивающий идеи совсем не нового, но крайне прогрессивного явления как "лоббирование". Пожалуй если этим вопросом занялись, то демократия наша не стоит на месте и инертность остается уже позади. Итак, перейдем к краткому изложению моих мыслей относительно законопроекта, еще раз обращая внимания, что не стоит в этих строках искать почерк профи, скорее субъективное изложение прочитанного и обдуманного.

Изначально, мы видим детально прописанный аппарат субъектов и объектов лоббирования, никакой воды, круг лиц очерчен и дилетантов в этом деле, опираясь на текст первых статей, быть не может. Статья 5 предлагает нам гарантии прозрачного лоббирования, устанавливаются рамки и правила игры, не факт, что наше общество играть "в открытую", но это уже скорее вопрос законопослушности, в законопроекте все доступно и четко. Огромный плюс, что законопроектом указано табу на участие в лоббировании политиков, чиновников и прочих гос. служащих, как по мне, это объективно снижает шансы на предвзятость и "побратимство" в данном вопросе, но тут же оговорка: после двух лет вне работы "на государство" экс-политик-чиновник, имеет право примерять на себя статус лоббиста... уж не слишком ли это мало, связи с партийной номенклатурой за такой срок не теряются, не губительно ли это для легитимности такого явления как лоббизм..? Радует ограниченность бюрократической проволочки, перечень документов для получения аккредитации не велик, процедура оформления так же детально прописана и подозрений не вызывает. Прорыв - это допущение лоббиста к процессу законотворчества, пусть и в консультативной форме, но это объективно может вносить коррективы, как в отдельные части законопроекта, так и в его суть в целом. Немало порадовала и 17 статья, в ней указан сам процесс,сама деятельность лоббиста. Его полномочия, регламент действий. Четко прописаны рамки, где заканчивается профессиональная деятельность и начинается коррупция. В этом законопроект много позаимствовал у наших друзей из - за океана, у американцев. Круг деятельности лоббиста широк, но и ограничения так же бескомпромиссны. И последняя позитивная черта законопроекта,которую хотелось бы озвучить - это эффективный механизм лишения аккредитации. Для нашего общества, не особо выдержанного в духе правосознания - это огромный плюс. Знание о наступлении негативных последствий в случае превышения своих полномочий должно не пугать, а скорее удерживать от необдуманных предложений и нечестной игры.

Теперь немного о том, что насторожило меня в данном законопроекте. Во-первых, существует некая подотчетность лоббистов властным органам, пусть это и рычаги влияния, но это становится прямым механизмом на управление деятельность лоббиста, что уже отрицает содержание законопроекта. Во-вторых, одним из принципов деятельности лоббистов прописана порядочность. Согласитесь, несколько размытое понятие, особенно на уровне большой политики, где денежные массы способны вносить коррективы в моральные и этические принципы. Следующее, в статье 6 пункт 3, говорится о возможности скрытия процесса лоббирования под предлогом государственной,банковской или коммерческой тайны. При наличии грамотного юриста, любое действие лоббиста можно представить в таком свете, а это уже прямое нарушение принципов лоббирование и сути законопроекта. Непременно хочу вернуться и вспомнить о столь расхваленной мною 17 статье. Да, возможности лоббиста велики, но право собирать конференции, выступать с докладами, как не крути, а это резонанс. Резонанс не будет способствовать к объективности создателей законов, а это уж и вовсе опасно.

Вот он мой сжатый комментарий достаточно объемного по своей сути законопроекта. Как всякий текст дилетанта, он полон противоречий и ошибок юридической техники, но это субъективно выражение своих соображений, поэтому пусть будет так.

относительно предложений: текст законопроекта охватывает достаточно серьезный круг вопросов, но не дает четкого представления о контроле за лоббированием, следовательно непременно нужно проработать данный вопрос. Необходимо так же заняться вопросом публичности лоббирования и разработкой механизма устранения "закулисных игр". А в целом, по моему мнению, законопроект достоин лестных отзывов, пусть и с поправкой на наш привыкший к коррупции менталитет.

Для початку хотілося б

Для початку хотілося б зазначити, що в статті 11. необхідно ширше вказати умови набуття статусу лобіста для фізичних осіб.
В частині другій статті 16. потрібно ширше вказати підстави припинення діяльності лобіста фізичною особою.
Також хотілося б, щоб в законі було точно зазначено повноваження органів державної влади та їх посадових осіб, щодо контролю за діяльністю лобістів в Україні, адже даний проект не містить даної інформації.